«Жертвы буллинга не хотят мести. Они хотят дружить», – психолог
- От : Pol Oleg
Начало нынешнего учебного года подсветило по меньшей мере две запущенные проблемы в казахстанском среднем образовании. Первая из них – переполненные школы, вторая – школьный буллинг. И если дефицит ученических мест правительство планирует побороть в течение трех лет, то проблема буллинга только нарастает.
Специалисты первой в Казахстане школы детской безопасности Senim отмечают возросший запрос на тренинги по защите от буллинга и кибербуллинга уже с первых дней учебного года. А на прошедшем 5 октября Республиканском съезде педагогов тему буллинга поднял президент.
«Буллинг наносит непоправимый ущерб душевному состоянию и здоровью детей и подростков, оказывает негативное влияние на процесс обучения, влечет за собой отстраненность от социальной среды и ментальные нарушения. Государство должно обеспечить защиту прав и безопасность ребенка. Необходимо навсегда искоренить буллинг, – отметил Касым-Жомарт Токаев. – Откровенно говоря, читать такие письма нелегко, душа болит за детей, ставших жертвами криминальной психологии подростков и равнодушия некоторых педагогов… Министерство внутренних дел, Генеральная прокуратура должны, наконец, исполнить возложенные на них обязанности в части, касающейся безопасности детей. Омбудсмен по правам детей должна фиксировать все подобные случаи и докладывать мне. Будем принимать самые жесткие меры. По-другому разгул насильников в школах не остановить, нужно искоренить такое постыдное явление, как распространение криминальной психологии в школах».
Согласно статистике от МОН РК, каждый третий подросток в Казахстане подвергается буллингу. Учитывая мнение экспертов о том, что молчаливым свидетелям травля так же приносит душевную боль, не будет ошибкой считать, что буллинг сегодня присутствует в жизни каждого казахстанского подростка.
По мнению главы школы детской безопасности Senim Юлии Челноковой, необходимо работать со всеми заинтересованными сторонами: «На практике мы видим, что порой квалификации школьных педагогов не хватает для решения сложных конфликтов, распознавания зачатков буллинга. Это не обвинение, а основание уделить большое внимание этой проблеме и работать и с агрессорами, и жертвами, и школой, и родителями. Также мы должны разделять случаи случившегося буллинга с его профилактикой и в зависимости от этого выстраивать стратегию работы с детьми. Хотелось бы отметить высокий уровень осознанности родителей. За этот год наша школа провела более 100 тренингов для детей и родителей, и самыми посещаемыми из них были тренинги против буллинга и кибербуллинга».
К слову, эксперты Школы безопасности Senim вошли в состав рабочей группы, созданной при акимате Астаны с целью борьбы с буллингом. Одна из мер, которую они предлагают внедрить в школы – институт медиации, или так называемой Службы примирения. «Государство сегодня в случае с буллингом делает акцент на наказание агрессоров, – отметила психолог, психотерапевт, тренер Школы безопасности Senim Марал Ибрагим. – Но если мы обратимся к чувствам жертв буллинга, то увидим, что они не хотят мести: они хотят дружить с этими ребятами. Мы должны это учитывать».